Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Понедельник
20.11.2017
14:23
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт МОБУ Сивакской СОШ

СБО

Аннотация к рабочей программе по СБО

 

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы С.А. Казакова, В.В. Воронкова).

 

  1. Пояснительная записка

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» – это система специальных коррекционных занятий, направленных на практическую подготовку детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся, на всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Учебный процесс по предмету строится так, чтобы развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.

На уроках СБО учащиеся получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.); информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

Неотъемлемая часть занятий — формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в жизненных различных ситуациях. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам.

Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обученности, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными разделами программы по социально-бытовой ориентировке являются: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации». Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключение разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Методы обучения

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках СБО различных методов обучения:

- словесные методы – рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой или другим источником информации;

- наглядные методы – демонстрация, экскурсии, самостоятельные наблюдения;

- практические методы – устные и письменные упражнения, практические работы, моделирование ситуаций.

Развитие речи учащихся

Недостаточная сформированность речи школьников с нарушением интеллекта существенным образом влияет на становление их социальной адаптации. На занятиях по СБО уделяется особое внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках письма и развития речи и чтения. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением учащихся правильно строить фразу, обосновать вывод. В поле зрения учителя находится развитие монологической и диалогической речи учащихся. На отдельных занятиях отводится время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом жизненных различных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках письма и развития речи.

Межпредметные связи

Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами, например русским языком, математикой, историей, географией, трудом, помогает не только закреплению знаний учащихся, но и более глубокому и полноценному развитию личности ребенка. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально- бытовой ориентировки. Например, на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторые вопросы питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по СБО.

Знания русского языка используются при упражнении в написании деловых бумаг, заполнении бланков, квитанций, записи рецептов и практических советов. Умения делать арифметические вычисления, находить процент или часть от целого нужны при изучении тем «Питание», «Торговля», «Бюджет семьи» и др. География и история помогут при изучении тем краеведческого характера, изучении местности, города проживания.

Контроль и учет знаний на уроках СБО

Для контроля результативности ЗУН учащихся изучение каждого раздела программы завершает самостоятельная работа; каждую четверть – проверочная работа в форме теста. В конце учебного года выполняется итоговое тестирование.

 

В программу включены содержание разделов и тем учебного курса, учебно- тематический план и Приложение (календарно-тематическое планирование)